Как чукчи жену отдают напрокат
В предыдущих публикациях в этой тематике комментаторы писали, что у северных народов есть обычай похлеще: жена напрокат. Признаюсь, я тоже про это слышал, но мельком. Заинтересовался только послу бурных обсуждений на канале. Решил покопаться в интернете в поисках информации об этой неловкой традиции эскимосов, и объединил все в одну статью.
Обычай имеет свой термин: «ареодярекпут». По его правилам жена одного коренного жителя Чукотки передается на время другому. Он имеет древние корни. Но не надо думать, что обычай этот ходит среди всех племен, которые живут на крайнем Севере и в Чукотке. На самом деле это традиция лишь определенных племен и в рамках своих общин, которая отражает их мировоззрение и подчинена суровым климатическим особенностям местности, где они обитают.
Очень важно понимать, что эти такие особенности давно и глубоко укоренились в культуре и верованиях этих людей и их следует уважать. Потому я хочу лишь разобраться в причинах, и не собираюсь никого осуждать, даже если это кажется кому-то странным или нетрадиционным. Просто потому, что у каждого народа свои понятия о браке и супружеской верности. То что неприемлемо у нас, может быть совершенно нормальным у каких-то других народов, и наоборот.
Размножение
Эскимоски, а также чукотские женщины (про разницу я напишу чуть ниже) живут в крайне трудных условиях. Даже в наше время в тех местах проблемы с санитарией, не все знают элементарные правила гигиены, быт у них тоже весьма неустроенный – живут в юртах, считай, все временное.
Каждый день женщины вынуждены выполнять трудную работу. А еще с появлением водки и табака многие из них пристрастились к вредным привычкам – спирт и папиросы у народов Крайнего севера в силу их физических особенностей вызывают чуть ли не мгновенное привыкание, к сожалению.
Из-за этих причин представительницы «слабого пола» этих народов быстро теряют способность производить жизнестойкое потомство – то есть, у них начинаются проблемы с размножением. За много веков просто сложилось так, что за короткий период времени, когда у них наступает фертильность, женщины должны рожать, да побольше. Чтобы успеть родить здоровых детей. Правда, у них редко получается родить больше четверых здоровых ребятишек, остальные беременности или не наступают, или завершаются преждевременно.
Потому, с целью во что бы то ни стало иметь наследников, мужчины северных народов и стали практиковать прокат своих жен. Так как и у самих мужчин есть причины, которые препятствуют осуществлению этих жизненно важных задач. Среди них бесплодие, разбавление крови, желание получить сына-наследника.
Бесплодие
Представители северных народов могут запросто попросить друга одолжить им на время его жену, если их собственная жена долго не рожает. Эта женщина продолжает жить с мужем, но в его постели временно другая женщина. Бывает и так, что бесплодие у мужа, потому он, чтобы не остаться без потомства, отдает свою супругу в пользование названому «брату». Та должна за это время забеременеть и родить детей.
Детей, которые появились на свет в процессе «одолжения», воспитывают в семье законного супруга на правах родных. Если у мужчины есть другие дети от законной жены, то они имеют равные права с одолженными. То есть, в таких семьях вообще нет понятия «бастард», незаконнорожденный.
Тут рады всем малышам, независимо от того, кто у них мать и кто отец – и никто никогда не пытается выяснить свое генетическое происхождение. Так что там тест ДНК не актуален.
Легенда
Среди чукчей и эскимосов ходит очень популярная древняя легенда. Она как раз и объясняет такое вот стремление к обзаведению потомством несмотря ни на что.
Когда мужчина умирает и отправляется на тот свет, его встречает старушка. Она спрашивает, успел ли почивший за свою земную жизнь обзавестись наследниками. Если тот отвечает, что да, у него есть дети, то бессмертная провожает его в иглу, на встречу с ранее умершими родственниками. Если же мужчина говорит, что не успел породить детей, то старушка ведет его к бездонному озеру, где топит, и он оказывается вне времени и пространства.
Сын или два и разбавление крови
Эскимосы также отдают жену другу напрокат, когда женщина рожает только девочек. Они могут тогда на время одолжить супругу у друга, чтобы «обновить» семя. О понятии «супружеская измена» нет и речи, наоборот, мужчины могут поощрять измены, так как желают обновления крови. Они уверены, что это поможет получить потом здоровое потомство.
Дело в том, что эскимосы и чукчи живут, по сути, в обособленных группах. И если смотреть в рамках одного поселения, то все они дальние родственники друг другу. Зная это еще из глубины веков эти народы понимали, близкое родство существенно повышает риск появления больных детей.
Чтобы избежать таких вот инцестов, мужчины сами искали женщин из более далеких от них поселений, и стремились не брать тех, с кем связывает фамильная близость. Это касается и временных жен – меняться ездили в другие поселки, и женщины оттуда оставались в доме временного мужа до тех пор, пока не беременели.
Гостеприимство
Было и наоборот. Мужчины сами предлагали своих жен гостям, прибывшим из отдаленных мест. В знак уважения к гостю хозяин приглашал каждого постороннего мужчину, который наведывался к нему в дом, провести ночь с его супругой.
А жена, при этом, должна была прилагать все возможные усилия, чтобы забеременеть и родить ребенка, который бы имел новый набор генов, тем самым его кровь была бы лучше, чем у матери и ее законного мужа.
Конечно, в наше время этот обычай не столь популярен, как во времена активного освоения арктических земель путешественниками из Европы и центральной России. Те, занимаясь исследованиями в области этнографии, частенько позволяли себе проводить более интимные исследования среди чукотских женщин.
Братья по жене
Этот обычай обмена женами на пару-тройку месяцев способствовал тому, что между мужчинами из разных поселений возникали побратимские отношения. Вот что значит, традиции! В нашем цивилизованном мире за это бы личико начистили друг другу, а у чукчей и эскимосов вот так – братьями становились.
Кстати, различия между чукчами и эскимосами есть, хоть и не очень заметные. Чукчи – монголоиды, с узкими, горизонтально расположенными глазами, бронзовой кожей, крупным носом, крепкие, плечистые. Эскимосы чаще всего имеют более европейские черты лица, глаза у них раскосые, среди них есть даже блондины. Более того, эти народы всегда враждовали друг с другом в прошлом. А вот многие обычаи у них общие.
Так вот… После обмена женами мужчины начинали помогать друг другу, у них были особые взаимоотношения, по крепости не уступавшие родственным. И чем больше таких побратимов было, тем авторитетнее был глава семьи в глазах своей общины.
Дети, которые были рождены в таком браке, считались родными друг другу. А участники этих отношений имели особое название «группа сердца». Те семьи, которые не соблюдали традицию, в общинах считались изгоями, и если с ними случалась какая-то беда, то они были лишены помощи и каких-то социальных гарантий.
А еще это побратимство по жене выручало, когда законная супруга не могла выходить с мужем на многодневную охоту из-за болезни или из-за маленького ребенка, который требовал ухода. Названый брат опять одалживал свою жену, и та становилась для временного мужа помощницей в охоте, любовницей и хозяйкой. Бартер заканчивался, когда мужчина возвращался домой. Временная жена шла в дом к законному супругу, и если она к этому моменту была беременна, то ее встречали с особым благоговением. Бывало и так, что мужчина оставлял себе временных жен на более долгий срок или же навсегда.
В конце статьи приведу цитату, которая наиболее ярко описывает этот обычай. Цитату я взял из книги исследователя М. И. Куликова, жившего и работавшего на Чукотке в 50-х гг. XX в., который описал разговор с местным жителем по поводу родственных отношений:
«Беседуя с Рультувье – престарелым жителем, кочевником в прошлом, в Верхне-Анадырской группе, я задал ему вопрос: «Была ли дружба по женам?»
Он рассмеялся. Засмеялись и все присутствующие. Затем сказал: «Я сам от друга и у нас многие от такого брака. Мужчины из разных стойбищ встречались и договаривались. Вступали в этот брак. Бывало так, придет гость, смотрит на жену и улыбается. Хозяин спрашивает: что нравится? Тот дает утвердительный ответ. Соглашение достигнуто. Случаев, чтобы мужья договорились, а жены не согласились, не было».
Женщина (вторая переводчица) добавила: «А нам все равно, даже лучше было. На свежих оленях всегда ехать веселее» — так она закончила под общий хохот присутствующих».
А вы как считаете, нормально ли это? Такая уж это неловкая традиция или нет? Или все же в наше время такой обычай даже у чукчей и эскимосов уже не приветствуется?