Зачем чукчи обменивались женами и почему предлагали своих дочерей гостям. Объясняю просто
Сегодня расскажем о весьма интересных чукотских обычаях, касавшихся брака. Обмене женами с друзьями, предложении своих женщин заезжим гостям и других любопытных моментах личной жизни на Чукотке.
Сегодня подробно расскажу как вообще все это проходило.
Шведские чукотские семьи
Итак, сразу нужно обрисовать ситуацию, дорогие друзья.
Обычно чукчи были моногамны. То есть, один муж и одна жена. За исключением наиболее опытных охотников, зажиточных оленеводов, вождей или шаманов, что могли себе позволить три супруги сразу.
Однако, иногда чукчи в силу сложнейших климатических условий жили большими группами по нескольку (2-3) семей в одном чуме. При подобном совместном проживании все имущество и все дети считались общими. Без различия, кто настоящие биологические родители.
Любопытно, что к такой специфичной группе могли постепенно подселяться и другие чукчи. Например, овдовевшие или же бездетные. С надеждой, что все же смогут завести детей.
Подобное групповое сожительство позволяло воспитывать крепких и здоровых детей, помогало справиться с бесплодием. А также давало ребенку своеобразную страховку — при частой гибели одной мамы или одного папы, всегда оставалась еще парочка-другая «дополнительных».
Друзья по жене
Могли чукчи и запросто обмениваться своими женами — но только с очень хорошими друзьями. Данный обычай именовался «нгэвтумгын», буквально — «дружба по жене».
Сами участники обмена супругами именовались «нгэвтумгыты» — «друзья по женам».. Такие вот суровые северные свингеры получались…
Любопытно, что ревностью в данном случае чукчи вообще не страдали. Ревнивый чукча это — оксюморон, типа еврей-оленевод. Напротив, не предоставить хорошему корешу собственную жену или же отказаться от любезно предложенной его жены слыло признаком дурного тона или даже вовсе оскорбления.
Считается, что такой обычай крайне скреплял дружбу, столь важную в суровых северных условиях. К примеру, один попавший в беду чукча мог получить помощь где-то даже в дальнем стойбище, если там жил его «друг по жене».
Предлагали жен гостям
Нередко предлагали чукчи и своих жен-дочерей-сестер гостям. Иногда безвозмездно, иногда в обмен на какие-то ништяки. При этом сам чукча в момент X просто покидал чум, деловито уходя например, проверить оленей.
А все потому что каждая свежая капля крови на арктическом севере — поистине драгоценна. И только рождением детей от гостей 10-тысячному народу можно было избежать опасного зла кровосмешения с последующим неминуемым вырождением.
Обмен детьми
Чукчи вполне себе практиковали и обмен детьми для браков. Одно стойбище заранее выдавало другому девочку в будущие невесты. В обмен на мальчика оттуда же — как будущего жениха.
У чукчей распространена была и традиция похищения невест. Однако если парень крал девушку, то в случае ее находки родней, обязан был предоставить в стойбище похищенной кого-то из своих молодых родственниц. В качестве, так скажем, компенсации.
Ибо в условиях ледяного Севера каждый работник на огромном счету, просто так разбрасываться душами не получится.
Брат женился на вдове брата
Практиковали чукчи и левират — любопытный обычай, впрочем, у многих иных народов мира встречающихся.
Согласно этой интересной традиции младший брат (реже кузен) умершего мужчины должен был непременно взять себе в жены его вдову. И, соответственно, обязывался заботиться о племянниках, словно о родных детях. Что, повторюсь, давало шанс этой семье не сгинуть без мужской защиты.
***
Впрочем, сегодня с приходом на Чукотку цивилизации в XIX-м столетии многие из этих специфичных древних обычаев давно канули в лету. Или же остаются глубоко скрытыми в суровом чукотском обществе…